Петроглифы Cикачи-Аляна - наскальные рисунки древних амурских племён XII тыс. до н/э - начало I тысячелетия н/э, памятник археологии, охраняется государством.
Большая Гряда
Местоположение: Хабаровский край, Хабаровский район, правый берег реки Амур, в 50 км. к северо-востоку от города Хабаровска, от нижней окраины села Сикачи-Алян до верхней окраины села Малышево.
Петроглифы выполнены преимущественно на базальтовых валунах и частично - на скалистом уступе береговой террасы и сосредоточены на береговой полосе, протяженностью около 6 км между селами Сикачи-Алян и Малышево.
Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи-Аляна, а также нанайской легенде о "трех солнцах", связанной с возникновением петроглифов, стали известны в конце XIX века.
"Бой быков"
Петроглифы Сикачи-Аляна многосюжетны. Среди них изображения "личин", зверей, птиц, змей, лодок, чашевидных углублений (лунок), концентрических кругов.
Основное место в сикачи-алянских петроглифах занимают стилизованные антропоморфные изображения - "личины". Их формы, заполнения и размеры очень разнообразны. Овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные и соединения из этих нескольких форм, с ярко выраженным контуром и без него, а также рельефные личины, выполненные на схождении двух или трех граней.
Личина
Внутреннее заполнение личин тоже многообразно, но почти на всех присутствует изображение глаз, носа и рта. Часто глаза выполнены в виде концентрических кругов, а нос, что характерно для череповидных личин, показан только в виде ноздрей. Многие личины внутри заполнены сложным орнаментом, состоящим из углов, треугольников, дуг или сочетания из последних. Некоторые изображения имеют вокруг себя ореол из расходящихся лучей, которые могут быть различной длины и располагаться, как в верхней части личины, так и по всей ее окружности.
изображение лошади
К фаунистической группе рисунков Сикачи-Аляна относятся изображения лося, тигра, кабана, птиц и змей. Спорным остается изображение на вертикальной плоскости одного из камней группы из трех животных, которые похожи на низкорослых лошадей.
Петроглифы Сикачи-Аляна являются результатом деятельности человека на протяжении целого ряда периодов и эпох, от раннего неолита до раннего средневековья, что подтверждает многообразие стилей и различия в технике их исполнения.
Если рисунки, относящиеся к неолиту и раннему железному веку, выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов, то раннесредневековые изображения уже наносились в стиле резной техники железным инструментом. Криволинейность в стилях ранних изображений сменяется в раннем средневековье рисунками с прямыми пропорциональными линиями.
К периоду раннего неолита (мезолита), где более ранние рисунки датируются X тыс. до н.э. - относятся примитивные по технике и стилю изображения лошадей (лосей), фигурки лесных птиц, личины с простым внутренним заполнением (глаза, рот, нос), а также череповидные личины.
К расцвету неолитической эпохи на Нижнем Амуре (IV-III тыс. до н.э.) можно отнести личины со сложным геометрическим заполнением их внутреннего пространства. Эта тенденция продолжается в позднем неолите и начальном этапе раннего железного века (II тыс. до н.э. - начале I тыс. до н.э.). Кроме того, к этому этапу относятся наиболее яркие изображения лосей в рентгеновском стиле со сложным внутренним заполнением из завитков-спиралей и концентрических кругов. И, наконец, самые поздние из рисунков, выполненные в стиле резной техники, и относятся к первой половине I тыс. н.э.
"жертвенный камень"
Из всего многообразия петроглифов Сикачи-Аляна исследователи разных лет могли видеть здесь лишь часть рисунков. Это обусловлено теми природными условиями, в результате которых памятник находится в постоянном движении или "живом" состоянии. Благодаря такому состоянию обнаруживаются новые рисунки, а некоторые, выявленные ранее, бесследно исчезают.
Что касаемо выявления новых рисунков, то здесь в главной роли выступают уровень воды в Амуре, выветривание песчаных отложений, а также направление солнечного света, который, во многом, позволяет отличить древний рисунок от природной работы на камне.
Негативное воздействие природного и антропогенного характера на памятники наскального искусства Нижнего Амура, давно создали ситуацию, в которой необходима срочная разработка комплексной программы, направленной на их сохранение и современное использование.
памятник
Петроглифы Сикачи-Аляна - уникальный памятник истории и культуры. Он имеет большую научно-историческую и художественную значимость. Изучение этого памятника позволяет проследить длительный путь эволюционного развития искусства древних амурских племен. Это ценнейший источник познания истории культуры коренных народов Приамурья. Древние наскальные изображения у с. Сикачи-Алян являются поистине уникальными научными и культурными ценностями не только для России, но и для всего мира.
Текст по материалам сайта www.bigring.ru